Системы контроля доступа и идентификации
Обратный звонок

RFID ключ, стандарты RFID

Автор: Олег Коротовский


На заре девяностых годов компания IBM проводила научные изыскания в области радиочастотной идентификации (RFID). В результате чего, была изобретена и запатентовала сверхвысокочастотная технология (СВЧ), расширявшая зону считывания (до 6 м в хороших условиях) и ускорявшая передачу данных. В системах контроля и управления доступом этот диапазон частот (915 мГц для Северной Америки и Австралии, 867 мГц для Европы) был впоследствии назван ISM band.

Впервые данная технология была испытана в магазине сетевого ритейлера Wal-Mart Stores, Inc., но ее выход на коммерческой основе был задержан. Когда же у IBM начались денежные проблемы в середине 90-х, связанные с соперничеством с Microsoft на рынке программного обеспечения, американский технологический гигант продал все права и патенты на эту технологию компании Intermek, производителю оборудования для штрихового кодирования.

Как показало дальнейшее развитие событий, для Intermek этот шаг стал определяющим в долгосрочной перспективе. Новый правообладатель активно взялся за наработки IBM и начал активно предлагать услуги по оборудованию RFID-системами объектов в самых разнообразных сферах: от складской логистики до сельского хозяйства. Не смотря на то, что технология для того времени была самой передовой, ее коммерческий успех пришел не сразу. Существующие тогда малоизвестные открытые стандарты RFID, а также низкий объем продаж Intermek, напрямую связанный с высокой стоимостью систем, не позволили СВЧ еще в 90-х утвердиться в качестве основной среды для идентификации объектов.

Стандарты RFID

На стыке 20 и 21 столетий популярность СВЧ-технологий радиочастотной идентификации возросла. Толчком для этого послужили разработки специализированного центра под названием Auto-ID в Массачусетском Технологическом Институте (МИТ). Создание и работу центра в 1999 году профинансировал конгломерат известных в мире компаний и некоммерческих организаций: EAN International, Gillette, Procter & Gamble, Uniform Code Council (UCC).

Двое ученых Дэвид Брок и Сэнджей Сарма, провели в Массачусетском Технологическом Институте ряд исследований о возможности применения дешевых идентификаторов (RFID ключ, метка или таг) на любых продуктах с целью их мониторинга в системе продовольственных поставок. Главной задачей было снизить цену RFID-системы для ее дальнейшей популяризации. Было решено сохранить на метке только серийный номер, с простым микрочипом, имеющим небольшую память на ограниченное количество информации. При этом сам серийный номер идентификатора должен был храниться в базе данных, к которой при необходимости можно получить доступ посредством сети Интернет.

В итоге, исследователи Массачусетского Технологического Института изменили типичное представление об использовании RFID-технологий в сфере логистики. Раньше RFID ключ или карта помимо функции идентификации служили еще и в качестве переносной базы данных, содержащей все данные о товаре или контейнере, в котором они перевозились. Сарма и Брок, в свою очередь, показали возможности RFID как сетевой технологии, посредством подключения предметов к сети Интернет через метки. Это было значимым прорывом для предпринимательства, так как теперь любая компания могла автоматически передавать информацию организации-партнеру, когда груз покинул завод или склад, а розничная фирма – сообщать производителю, когда товары прибыли в магазины конкретной сети.

RFID ключ

В период с 1999 по 2003 год специализированный центр Auto-ID получил поддержку более сотни крупных потребительских компаний, Министерства обороны США, а также многих ведущих поставщиков RFID-технологий. Были основаны филиалы центра в Великобритании, Австралии, Швейцарии, Японии и Китае. Все эти вложения вскоре дали свой результат: ученые из МИТ разработали два протокола радиоинтерфеса (Класс 1 и Класс 0), стандарт Электронного Кода Продукта (EPC – Electronic Product Code) и сетевую структуру для поиска данных на RFID-метке в сети Интернет. Один из основателей центра, организация UCC (Совет по Единому коду – некоммерческая организация, устанавливающая и продвигающая стандарты RFID для идентификации объектов и средств электронных коммуникаций) запатентовала эти технологии в 2003 году и совместно с EAN International, основала предприятие EPCglobal для дальнейшего продвижения EPC-технологий.

Центр Auto-ID закрылся в октябре того же 2003 года, а все его исследовательские работы были переданы в лабораторию Auto-ID Labs. Крупные розничные североамериканские и мировые фирмы, такие как Albertsons LLC, Metro, Target Corporation (сети супермаркетов Target и SuperTarget), Tesco, Wal-Mart Stores, Inc., а также Министерство Обороны Соединенных Штатов Америки объявили о намерении использовать EPC-технологию для прослеживания товаров в системе своих поставок. Научный прогресс не стоит на месте: легкая промышленность, сельское хозяйство, фармацевтическая, военная и другие индустрии с каждым годом активнее применяют EPC. Позднее EPCglobal ратифицировала стандарт второго поколения в конце 2004 года, тем самым, расширив сферу применения данной технологии.

***

Благодарю Вас за внимание! На этом я, Олег Коротовский – автор и ведущий раздела «Это интересно» на сайте www.parsec.ru приостанавливаю наше повествование об истории развития радиочастотных технологий идентификации и их популяризации в различных отраслях экономики. Следите за публикациями на официальном сайте торговой марки Parsec, будьте в курсе событий сферы RFID и помните: настоящий контроль доступа всегда должен быть профессиональным!


Возврат к списку