Что день грядущий нам готовит (в области RFID)?

7 апреля 2003
Проектировщикам

Технология proximity почти безраздельно властвует в профессиональных системах доступа. Устоялись свои стандарты и лидеры, к пластиковым карточкам — пропускам люди давно привыкли. Чего же ожидать в этой сфере в обозримом будущем? Не смотря на консерватизм в такой области, как системы безопасности, жизнь заставит в ближайшее время производителей этих систем внести некоторые коррективы в производство и политику продаж. И происходить это будет под давлением из сфер, напрямую если не с безопасностью (в широком смысле этого слова), то уж с системами доступа ничем не связанными.

Немного истории

В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века в системах контроля и управления доступом (СКУД) существовали самые разные идентификаторы — магнитные карты, карты Виганда, proximity карты, контактные идентификаторы, карты со штриховым кодом и так далее. Сейчас за счет удобства, надежности, невысокой стоимости и относительной защищенности в профессиональных СКУД proximity карты практически вытеснили другие типы носимых идентификаторов. Так как для идентификации пользователя в СКУД достаточно идентифицировать его некоторым числом (уникальным номером), простые карты, с которых можно только считать занесенный на заводе уникальный номер длиной от 3…5 байт так и просуществовали более 10 лет, практически не изменяясь.

А развитие технологии бесконтактной идентификации (RFID — более широкое понятие чем proximity) в других областях шло своим чередом. Появились первые карты с возможностью перезаписи информации, осваивались новые частотные диапазоны. Самые современные карты уже имеют килобайты энергонезависимой памяти, встроенные микроконтроллеры (чаще всего на базе процессорного ядра Intel 8051) и даже встроенные операционные системы. По ресурсам и вычислительной мощности такие карты сравнялись с персональными компьютерами первой половины 80-х годов…

RFID как технология

Начиналось все с карт, работающих в диапазоне 125 кГц, в котором на тот момент реализация технологии была самой простой.

На сегодняшний день proximity технология работает в трех частотных диапазонах: 125 кГц, 13,56 МГц и 2,45 ГГц. Каждому диапазону присущи свои достоинства и недостатки.

Как это было уже не раз во всех областях, с появлением разношерстных модификаций RFID идентификаторов объективно возникла потребность в унификации и стандартизации, и для диапазона 13,65 МГц появилось сразу два международных стандарта: ISO 14443 и ISO 15693. С учетом двух типов (А и В) по стандарту ISO 14443, фактически мы имеем дело с тремя стандартами.

Для эффективного обмена большими объемами данных между картой и считывателем стандартами установлены достаточно высокие скорости обмена — это 106 кбит в секунду для карт, соответствующих ISO 14443, и до 26,5 кбит в секунду для стандарта ISO 15693. От части этим объясняется переход на частоту 13,56 МГц — на 125 кГц такие скорости недостижимы.

Другой важной особенностью нового поколения карт является наличие механизма антиколлизий, который позволяет выбирать одну из нескольких карт, одновременно предъявленных считывателю.

Каждый выбирает для себя…

Так уж сложилось, что несколько китов микроэлектроники сделали свои варианты RFID идентификаторов, поэтому единого мирового стандарта в ближайшее время не будет. Philips Semicondactors уже завоевал с картой Mifare® (ISO 14443, тип А) 80% рынка транспортных услуг (в том числе и в Москве), Infineon завоевывает свои рынки с картой ISO 14443, тип В (одновременно производя клоны Mifare®).

Не смотря на то, что карты делаются по одному и тому же стандарту, они очень отличаются по процедурам аутентификации, антиколлизии и другим параметрам. Но это не мешает созданию считывателя, который сможет работать с обоими типами карт.

Карты нового поколения совмещают в себе от одной до четырех разных технологий: RFID, контактная smart — карта, магнитная полоса и штриховой код. Это определяется сферами применения, для которых эмитируется конкретная карта. Современные интеллектуальные карты используются в транспортных и платежных системах, как удостоверения личности, заменяющие паспорта и водительские права и во множестве других приложений.

В Москве уже полностью прижились карты семейства Mifare® производства Philips Semicondactors. Основное применение для семейства Mifare® — это электронные билеты для общественного транспорта. Пассажиры только подносят свою карту к считывателю в турникете, что обеспечивает им очень быстрый доступ. С разными ключами карты Mifare® могут конфигурироваться для использования в нескольких приложениях, например оплаты различных видов транспорта, заправки на бензоколонках, парковках и так далее.

Московская карта

В Московском регионе реализован и развивается крупный проект на основе технологии Mifare®. Первоначально задуманный как метод сбора платежей по проездным документам длительного действия в метро, этот проект в настоящий момент реализуется как основа для создания единой городской платежной системы.

Новый проект, стартовавший в 2001 году — «Социальная карта москвича» в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 7 августа 2001 г. N 715-РП «О проведении эксперимента по внедрению в эксплуатацию «Социальной карты москвича»» должен открыть путь к повсеместному внедрению технологии Mifare®. Опытная эксплуатация проекта в таких районах Москвы, как Чертаново Центральное, Чертаново Южное и Бирюлево Западное признана удачной.

Другой крупный проект — универсальная карта студента, совмещающая в себе функции студенческого билета, стандартной транспортной карты Московского Метрополитена и банковской карты платежной системы STB.

На настоящее время в Московском регионе выпущено уже более 3 миллионов карт Mifare®, которые используются в следующих приложениях:

  • Проездной документ Московского метро
  • Проездной документ Московской железной дороги
  • Студенческий билет
  • Транспортная карта студента
  • Транспортная карта студента с банковским приложением
  • Удостоверение советника районного собрания
  • Московская карта учащегося (школьника)
  • Социальная карта москвича

Можно сказать, что карты Mifare® — лучшее решение для комплексного предоставления услуг на предприятиях, в учебных заведениях, клубах, спортивных комплексах и курортах.

Перспективы стандарта

Стандарт Mifare® ожидает долгая жизнь, что обусловлено его широким проникновением во множество сфер повседневной деятельности людей. Вряд ли можно ожидать, что в ближайшем будущем какая-то другая технология вытеснит Mifare® из указанных выше областей применения, поскольку затраты, сделанные на обеспечение инфраструктуры работы с картами, исчисляются миллиардами долларов. Скорее произойдет не замена этого стандарта чем-то другим, а его дальнейшее развитие. И первый симптом такой эволюции уже имеет место.
Если в Европе повсеместное распространение получила карта Mifare® от Philips Semicondactors, то в Юго-Восточной Азии (Японии, Сингапуре, Китае) больше распространена карта FeliCa от Sony. По состоянию на июнь 2002 года в Гонконге было выпущено 12 млн карт FeliCa, в то время как все население этого района составляет 6,85 млн человек.

Основные области применения карт FeliCa и Mifare® сходны: это контроль доступа в здания, идентификация персонала, оплата таксофонных переговоров и проезда в общественном транспорте. Но до сих пор для использования карт FeliCa и Mifare® нужны были два разных считывающих устройства -- пластиковые карточки с процессорами Sony и Philips Semicondactors были несовместимы. И вот недавно компании Philips Semicondactors и Sony подписали соглашение о совместной разработке и маркетинге нового поколения бесконтактных смарт-карт — NFC. Разрабатываемая этими двумя компаниями технология NFC должна устранить проблему несовместимости и позволит создать принципиально новые способы дистанционного доступа к информации и услугам.

С недавнего времени появилась реальная альтернатива замены магнитных билетов на RFID билеты, поскольку Philips Semicondactors и его компаньоны начали производство карт Mifare® UltraLight, которые представляют собой бумажные аналоги карт с более простым, чем в Mifare® Classic кристаллом. Их стоимость при массовом производстве сможет конкурировать со стоимостью магнитных билетов, а надежность и защищенность значительно выше.

Проекция на системы безопасности

Если спроецировать все вышесказанное на рынок систем безопасности, то можно спрогнозировать следующие тенденции:

  • Рынок карт, ориентированных только на системы контроля доступа, через некоторое время начнет резко сокращаться. Объясняется это очень просто: если у каждого жителя города уже будет в кармане proximity карта, способная идентифицировать его в системе доступа, то зачем носить еще одну карту, а тем более платить за нее деньги?
  • Уже сейчас появились считыватели, которые могут читать серийный номер с карт Mifare® и выдавать его в стандартном формате wiegand. Следовательно, системы доступа муниципального значения (в школах, вузах, на государственных предприятиях) однозначно должны перейти на использование именно этих карт.
  • Невостребованные пока на массовом рынке новые возможности перезаписываемых карт в ближайшие годы начнут использоваться в системах доступа. Доказательство тому — внедрение фирмой Motorola (Indala®) карточной технологии с уникальными для каждого пользователя ключами, что не позволяет использовать в системе «чужие» карты. Сегодня никому не надо прикладывать специальных усилий для разработки такой технологии — в картах Mifare® эта возможность существует изначально. Механизмы перезаписи могут использоваться для обеспечения глобального антипассбэк-а, для хранения на карте отпечатков пальцев, как это сделала фирма Biosrypt (США) и во многих других случаях.

Заключение

Рынок систем безопасности довольно консервативен, тем более, что для полномерного использования перезаписываемых карт необходима кардинальная переделка контроллеров сетевых систем доступа. Но привлекательные возможности новых карт (возможность перезаписи довольно больших объемов информации, криптографические механизмы) заставят разработчиков пройти этот путь. Хотя первым шагом станет просто широкое использование новых типов карт в классическом варианте — за счет того, что все они имеют уникальные серийные номера, как и специализированные карты для систем доступа.


Indala® — зарегистрированный товарный знак ASSA ABLOY

Вернуться к списку статей